Колесная мощь Рейхсвера

Как бы это не звучало дико, но на начало Первой мировой войны броневик для германской армии был довольно таки редким  явлением. Командование считало, что они слишком дорогостоящие для того,  что бы исполнять сугубо охранные функции, ведь как наступающая сила они даже не рассматривались.  И только удачная работа на фронте  легких импровизированных бронемашин Minerva, Renault и Peugeot, слегка отрезвила командование. Хотя их бронирование и вооружение было откровенно слабыми, против пехотных соединений они действовали вполне успешно, а кроме того эти машины можно было использовать для разведки и связи. Командование сразу же дало директиву в стиле союзных " Догнать и перегнать." За роботу принялись три фирмы Daimler, Ehrhardt и Büssing, о которых ми и расскажем. 
1918

Бронеавтомобиль Büssing А5Р получился самым громоздким из всех других, построенных в период с 1914 по 1918 гг. Его длина составляла более 9 метров, а масса в полностью снаряженном состоянии превышала 10 тонн ! Вооружение А5Р состояло из трех жестко закрепленных в башне и корпусе 7,92-мм пулеметов MG08, и ещё шести таких переносных пулеметов. При том, что машина также оснащалась шинами из жесткой резины можно было предположить, что её ходовые качества будут невысоки, однако благодаря 6-цилиндровому двигателю А5Р разгонялся по шоссе до 35 км\ч. Правда по пересеченной местности он передвигался с трудом.
Брюссинг и австрийцы 

Бронеавтомобиль фирмы Büssing, в силу его особенностей, в серийное производство не поступил. Единственный образец А5Р в конце 1916 г. отправили на Восточный фронт в состав Panzerkraftwagen-MG-Zug 1. Он некоторое время участвовал в боях в Румынии, а в 1918 г. бронеавтомобиль перебросили на Украину. Вплоть до начала 1919 года А5Р находился на оккупированной территории, пока из Германии не поступил приказ об эвакуации войск. В виду невозможности эвакуировать всю технику бронеавтомобильному взводу пришлось бросить часть машин в Николаеве, предварительно полностью выведя их из строя. Среди них оказался и он. 
1917

Ehrhardt E/V-4 являлись одними из лучших бронеавтомобилей германской армии. На бронемашине устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный двигатель Ehrhadt жидкостного охлаждения мощностью 85 л.с., для лучшего охлаждения которого использовали передние жалюзи управляемые из кабины водителя. Ходовая часть E/V4 была заимствована от коммерческого грузового автомобиля с колесной формулой 4х4. Несмотря на использование жестких (бескамерных) шин бронеавтомобиль получился довольно "резвым": при движении по шоссе его максимальная скорость составляла 59,5 км\ч, а запас хода доходил до 250 км. Трансмиссия включала 8-скоростную механическую КПП, обеспечивавшую 4 скорости вперед и столько же назад. Ёмкость топливного бака, размещенного в корпусе, составляла 190 литров. Вооружение E/V4 образца 1915 года включало три 7,92-мм пулемета, каждый из которых обслуживался пулеметным расчетом из двух человек. Смотровые щели и пулеметные вырезы были расположены таким образом, чтобы обеспечить круговой обзор и сферу обстрела в 360°. Кроме того, на крыше боевого отделения размещалась цилиндрическая башня. Экипаж бронемашины получился по истине рекордным - вместе с техниками и пулеметчиками он мог состоять из 8-9 человек. Интересной особенностью была установка радиостанции, однако этот аппарат не понравился членам экипажа, поскольку занимал много свободно места и часто выходил из строя. На фронт Ehrhardt новой модификации попали в весной 1917 г., когда началось комплектование новых бронеотрядов. В частности из 12 заказанных машин большая часть использовались в составе Panzerkraftwagen-MG-Zug 2, 3, 4, 5 и 6, воевавших на Румынском фронте и в Палестине на стороне турецкой армии. В конце 1917 года было получен дополнительный заказ ещё на 20 машин, однако выполнить его не успели. Судьба остальных бронеавтомобилей Ehrhardt была незавидной. Не имея возможности эвакуировать всю технику немцы в начале 1919 года были вынуждены собственными руками взорвать в Николаеве часть машин. Другая половина была выведена из строя в грузинском порту Поти - по всей видимости их эвакуация не представлялась возможной. Впоследствии корпус одного из "эрхадтов" был установлен на железножорожную платформу и использовался грузинской армией в качестве импровизированного броневагона.

Казалось бы все "эрхадты" воевавшие на Восточном фронте были уничтожены, однако несколько сохранившихся E/V-4 попали в поле зрения комиссии по разоружению, которая распорядилась передать их новоиспеченным союзникам. Так два бронеавтомобиля оказались на вооружении польской армии. В 1919-1921 гг. польская и немецкая армии использовали эти машины в Верхней Силезии, когда между этими странами разгорелся территориальный конфликт. При этом с немецкой стороны участвовали бронемашины образца 1919 года, а с польской - образца 1917 года. Обе модификации хорошо показали себя в боевых условиях и продолжали оставаться на вооружении польской армии до 1925 г.
E/V-4 захваченный Донской армией 

В самой Герании "эрхадты" прослужили несколько дольше. После ноябрьской революции 1918 г. страна оказалась на грани развала, растаскиваемая на части различными партиями, национальными объединениями и соседними государствами. Чтобы сохранить целостность страны правительство Веймарской Республики (так недолго называлась бывшая Германская Империя) разбиралось с восставшим народом при помощи армии и полиции. В 1919 г. в Берлин были стянуты значительные силы, включая бронеавтомобили Гарфорд-Путиловец, Остин, Pierce-Arrow (русской сборки, "морской" модификации), а также танки Mk.IV и A7V в пулеметных вариантах. Поскольку их количество было сильно ограничено условиями капитуляции союзники разрешили Германии выпустить для полицейских целей ещё 20 бронеавтомобилей Ehrhardt. От машин образца 1917 г. они имели весьма незначительные внешние отличия и не оснащались радиостанцией. Вооружение осталось прежним, но броня была более низкого качества и не обеспечивала экипажу прежней защиты. Тем не менее, Ehrhardt продолжали эксплуатироваться до середины 1920-х гг., иногда привлекаясь к участию в маневрах, проводимых немецкой армией. По немецким данным к концу 1921 году армия и полиция ещё располагали 15 машинами этого типа, которые отправили на разбронироваку только в начале 1930-х гг.

Один бронеавтомобиль этого типа достался голландской армии. По одной версии, в ходе отступления летом 1918 г. немецкой армии несколько E/V-4 были брошены экипажами вблизи бельгиской границы и впоследствии их передали Голландии. Согласно другой версии один бронеавтомобиль Ehrhardt образца 1917 года был вполне легально закуплен в Германии в 1919 году. Возможно, это могла быть модернизированная по голландскому заказу машина, покольку его форма корпуса имеет сильные отличия от стандартного варианта. Кроме того, было усилено брониорование: лоб корпуса защищался 12 мм броней, борта, корма и башня - по 6 мм. Ходовая часть была полноприводной (по западным источникам), с коесной формулой 4х4, задними двухскатными колесами и бескамерными шинами. Интересно, что масса голланской бронемашины оценивается в 3300 кг - то есть в 2 (!) раза меньше, чем у E/V-4 образца 1917 г. В настоящее время в отношении этого варианта иногда используется обозначение Radpanzer Ehrhardt-Siderius.
1919

Больше 10 лет Ehrhardt использовали по прямому назначению, при этом голландскими инженерами фирмы H.I.H.Siderius была проведена частичная модернизация машины. Согласно наиболее достоверным сведениям вначале Ehrhardt оснащался 60-мм пушкой в цилиндрической башне развернутой назад, что позволяло использовать бронемашину как средство огневой поддержик пехоты. Затем, в 1932 году последовал новый этап улучшений, после которых бронеавтомобиль получил 37-мм зенитную пушку, а изношенное шасси заменили на новое. Эксплуатация Ehrhardt-Siderius (номер M-27011) продолжалась вплоть до получения новых бронеавтомобилей DAF M39, после чего полностью изношенную машину разобрали.

Опытный образец Panzerkampfwagen Daimler получился наиболее консервативным. Выбранная для него ходовая часть грузового автомобиля с колесной формулой 4х2 подверглась минимальным изменениям: была немного усилена рама, использованы бескамерные шины, а на передние колеса установлены дополнительные обода для улучшения проходимости. На машине устанавливался 4-цилиндровый бензиновый двигатель Daimler M1464 мощностью 80 л.с. при 1200 об\мин.

Корпус бронеавтомобиля имел весьма простую форму и собирался из броневых листов толщиной от 5 до 7 мм. Для стрельбы из пулеметов и личного оружия в бортах и в кормовом листе было сделано пять прямоугольных вырезов, прикрываемых двустворчатыми броневыми щитками. Вооружение Panzerkampfwagen Daimler модели 1915 года (в иностранной литературе его чаще называют Panzerkampfwagen Daimler М1915) состояло из трех 7,92-мм пулеметов Maxim MG08. На крыше была установлена надстройка, предназначенная для наблюдения за окружающей обстановкой. На неё также были установлены две дополнительные фары. Интересной особенностью данной бронемашины было использование радиостанции, однако пользоваться ей можно было только на стоянке.


Единственный прототип Panzerkampfwagen Daimler был отправлен на Восточный фронт, где поступил в распоряжение Panzerkampfwagen-MG-Abteilug 1 – по немецким данным его использование продолжалось с 1916 по 1919 год. О дальнейшей судьбе этой машины информация расходится, но есть все основания полагать, что Panzerkampfwagen Daimler М1915 был потерян в ходе боёв в Прибалтике.

Комментарии